00:57 

Луара Оливье Дебре

Шаманка Ингрид
королевские гончие взяли мой след
По правде говоря, к произведениям, обозначенным термином "современное искусство", я отношусь почти так же настороженно, как герои фильма "О чем говорят мужчины". Но такова, видимо, сила настоящего искусства - оно умеет проникать в душу, даже это самое подозрительное "современное".
Об Оливье Дебре я узнала благодаря поездке в Турень осенью 2011 года. Меня привлек разворот красочного путеводителя издательства "Gallimard" с цитатой Жюля Леметра о том, что "Луара - это женщина". В качестве иллюстрации на развороте были две репродукции Дебре и вот этот коллаж:


(Прошу прощения за качество изображения, в интернете коллажа не нашлось, и пришлось сканировать из того самого путеводителя).
Тогда я еще не знала, какой может быть Луара, но художника запомнила. А реку увидеть нужно, хотя бы на фото, чтобы понять, насколько Дебре удавалось передать ее характер - плавность, томность, спокойствие и величие.



Надо сказать, что показанный выше коллаж Дебре не сильно похож на его же живопись - скорее он послужил мне афишей, привлекающей внимание. Но тем интереснее было открывать для себя остальное.
"Ocre coule de Loire, trace rouge" (Охряное течение Луары, красный след), 1987


Оливье Дебре ( Olivier Debré ) родился в Париже в 1920 году. Его отец был известным врачом, а дед по матери - художником. Юность он провел на вилле неподалеку от Амбуаза, и навсегда сохранил любовь к пейзажам Турени и тому особенному мягкому свету, который можно найти только на берегах Луары. Королевская река то и дело появляется на его полотнах.
"GRISE LOIRE D'HIVER EN TOURAINE" (Серая Луара зимой в Турени), 1985




Дебре изучал историю искусств в Сорбонне и архитектуру в Школе Изящных Искусств. На Всемирной выставке 1937 года он впервые увидел "Гернику", а в 1941 познакомился с самим Пикассо, и эта встреча оказала на Дебре сильное влияние - он открывает для себя абстракционизм. С тех пор он пробует себя в разных техниках, но одно остается неизменным - присутствие черного цвета, цвета войны и смерти. И в послевоенное время в его работах много темных, приглушенных тонов. Это перекликается с творчеством французских авангардистов - Сержа Полякова, Никола де Сталя, Пьера Сулажа, с которыми Дебре сблизился после Освобождения.
"Le Mort et le Sourire du nazi" (Смерть и улыбка нациста), 1946


"FIGURE VERT JAUNE" (Зелено-желтая фигура), 1957-58


Nature morte, 1955


В 1959 проходит первая выставка художника в США, где он знакомится с Марком Ротко и его "живописью цветового поля". Все источники сходятся во мнении, что Ротко оказал сильное влияние на Дебре.
На новом этапе Дебре хочет сделать живопись более эмоциональной, чувственной, свободной, интуитивной. Он увеличивает размер полотен, использует необычные инструменты - нож, строительный мастерок. Он кладет холсты на пол плашмя, а когда поднимает их, то на картинах остаются следы и потеки, и это оживляет картины, делает их более насыщенными. Поздние работы Дебре, которые французы называют "лирической абстракцией", "живописью простора и света" - это целые монохромные поля.


"PETITE BLEUE-ROYAN" (Малый синий Руайян), 1965


Без названия, 1971


"Tout bleu clair tâches vives" (Светло-синий с яркими пятнами)




"Blanche de l'Acropole" (Акропольский белый)


Начиная с 60-х Оливье Дебре много путешествует по всему миру, его выставки проходят в Великобритании, США, Норвегии. В последние годы жизни он создавал декорации и эскизы костюмов для балета Каролин Карлсон "Знаки" и для Шанхайской оперы.


Именно в Шанхае фотограф Марк Девилль создал серию его портретов в процессе работы - с огромной щеткой вместо кисти.






Тем не менее, Дебре раз за разом возвращался в Турень - к спокойствию и умиротворению ее пейзажей, голубовато-серой воде, охристым песчаным островкам и мелям.


Наверное, именно поэтому я воспринимаю в первую очередь его как художника, посвятившего себя Луаре. Она не просто присутствует во множестве его картин - Луара словно бы льется сквозь них, захватывая и зрителя, пропуская его сквозь этот поток.
"Ocre orange de Loire" (Оранжевая охра Луары)


"Longue rouge carmin de Loire" (Длинный красный кармин Луары), 1986-1989


"La Loire", 1990


Художник умер в 1999 году. Его работы хранятся в музеях Парижа, Тура, Орлеана, Нанта, Страсбурга, Лиона, Монреаля, Рио-де-Жанейро, Иерусалима, Копенгагена, Осло, Лозанны, Бостона, Вашингтона, частных коллекциях.


Фото:
© C. & B. Desjeux
© J.Saillard-CEPA
© Marc Deville


Статьи об Оливье Дебре (на французском языке):
http://www.moreeuw.com/histoire-art/olivier-debre.htm


Блог Ален Трюона, в котором, кроме Дебре, есть еще много интересного



Вопрос: Интересно?
1. да  16  (100%)
Всего: 16

@темы: современное искусство

Комментарии
2012-01-21 в 01:47 

Книжные рисунки
А ведь с детства была крылатой...
Я не поклонница такого вида искусства, но было очень интересно прочитать. А про Лауру Вы говорите так, словно она возлюбленная художника. Очень интересно. Спасибо за знакомство с такой личностью.

2012-01-21 в 02:04 

Шаманка Ингрид
королевские гончие взяли мой след
Книжные рисунки, благодарю вас)))
я сама очень неожиданно для себя им заинтересовалась:)

2012-01-21 в 15:01 

Lana S.T.
Есть простой рецепт человеческого счастья - не ныть!
Я тоже не поклонница такого искусства. Но на некоторые полотна очень приятно смотреть, просто как на цветовые эмоциональные пятна...

2012-01-21 в 15:28 

Шаманка Ингрид
королевские гончие взяли мой след
Lana S.T., спасибо

2012-01-27 в 17:32 

Gila
Япониясиняя
Не понимаю такого искусства. Можете пояснить что вы тут видите? я вижу развазюканную краску и все

2012-01-27 в 19:00 

Шаманка Ингрид
королевские гончие взяли мой след
Gila, а я вижу песчаные островки и мели на реке:)
Не понимаю такого искусства
Ваше право)))
Я тоже многого не понимаю, по правде говоря:)

   

positive culture

главная