В искусстве, как и в философии, не может быть двух одинаковых мнений. Современное искусство же столь противоречиво, несет в себе столько разрозненных идей, что кажется, разобраться в нем почти невозможно. Мне хочется отказаться от этого «почти» и поступить так, как поступают дети, свести рассуждение к двум противоречиям. Иногда я верю в то, что это единственный способ докопаться до сути.
Первую сторону представляют консерваторы. Они придерживаются мнения, что современное искусство лишено своего «созидательного» начала и стремиться не к тому, что бы его «познавали», а к тому, что бы его «потребляли». Для этого используются технические новшества, экстравагантные сочетания, дизайнерские находки. Это помогает привлечь внимание человека, заставить его включиться в процесс «восприятия искусства», хотя за внешним эпатажем часто отсутствует смысл. Это «желание к новшествам» часто отвергает глубинный смысл и не затрагивает внутренние пласты человека.
Современное искусство избирает для себя «легкие пути», вместо того, что бы пробуждать в человеке чувство прекрасного (путем воплощения сложных образов и задумок), оно вызывает в нем отвращение через показ омертвелого тела, без головы или путем сказочной деконструкции, искажая привычные для человека образы. Таким образом, оно становиться «раздражителем», зная, что негативные эмоции вызвать на много проще. Современное искусство - радикально, оно создано для того, чтобы поразить, но не восхитить.
Есть и другое мнение, совершенно противоположное, оно основано на глубинах психологии и философии и отстаивает право человека на вольную трактовку. Мир сам по себе – это сложная система, рожденная путем взаимодействия различных людей. Так рождаются ценности. Так рождается искусство. И те тенденции, которые мы сейчас наблюдаем в искусстве - это то, к чему пришла современная культура. Это дает нам возможность видеть не мир, а постигать новые миры и так продвигаться к смыслу человечества. Современное искусство работает на уровне знаков, деталей, призывает к индивидуальной интерпретации, дает свободу в поиске «смыслов», когда изначальный результат не задан и каждый может увидеть что-то свое. Это делает современное искусство сложным, обращенным к мышлению человека.
Тенденции, которые сейчас преобладают в современном искусстве объективно вызваны общественным развитием. В эпоху релятивизма нет ничего логичней, чем «бесконечный поиск собственных смыслов», но все же я придерживаюсь консервативных суждений. Для меня важно «созидательное» начало , когда искусство обращено к чувствам и в нем есть глубинный смысл, который хочется открывать, а не когда в нем содержится абстрактная совокупность смыслов, и ты из них выбираешь те, которые подходят лично тебе.