Что можно сделать из куска бумаги?
Оказывается, ВСЁ, что хочешь! Стоит только читать дальшезахотеть.
Если сложить ее в несколько слоев, придав форму самолетика или птички, то такая техника будет называться «оригами». Можно вырезать на бумаге узоры. Можно ее смять, а потом расправить. Можно заложить на ней ровные складки наподобие «плиссированной юбочки», гофрировать, потом наклеить один кусок на другой, а затем изрисовать его, исписать, изрезать, исчеркать, порвать, выкинуть и…тут же пожалеть об этом.
А еще бумага бывает тонкая и толстая, глянцевая и матовая, цветная, белая, пергаментная, прозрачная, как пленка, и блестящая, как фольга. Писатель видит перед собой чистый лист бумаги и выводит на нем слова. Художник берет чистый лист, хищно всматривается в него, как зодчий – в кусок мрамора, и… «отсекает все ненужное», после чего склеивает и компонует, придавая бумажной фактуре цвет, композицию, глубину и трехмерность. Казалось бы, как легко – ведь даже детишек в детском саду учат основам аппликации!
Но профессиональное волшебство, творимое художником с бумагой, называется «коллажем». Разорвать на куски, чтобы затем из обрывков сложить целое.
Художница из Петербурга Елена Галеркина творит с «простой» бумагой настоящие чудеса, и послушный материал тонко шуршит в руках мастера, проходя целую череду невероятных превращений и почти алхимических трансформаций. Подумать только: ведь это же «просто» обрывки, в котором обычный человек со средней фантазией ни-че-гошеньки не увидит!
Аппликация, коллаж, пастель, литография, линогравюра – главные методы и приёмы станковой графики, в которой работает Галеркина.
Французы со знанием дела утверждают, что только женщина способна «из ничего» создать как минимум три вещи: шляпку, салатик и скандал. Это уже похоже на своеобразный коллаж. Но только талантливый и очень неординарный ум способен разглядеть в разрозненных обрывках бумажного хлама частички будущей композиции. Бумага капризна и непостоянна, как женщина, и это - чисто женский материал: то она разлетается во все стороны от одного дуновения ветра, то вдруг ее кусочки «внезапно» отклеиваются, теряются и потом «как бы» случайно оказываются в самых неподходящих местах… Но у Елены Александровны не забалуешь: «из темноты, из ничего, из сумасбродства» у нее складываются поразительно подогнанные друг к другу кусочки паззла, видимого изначально только ей одной.
Разлететься от ветра она им не даст!
В коллаже много элементов увлекательнейшей игры «в кирпичики с мирозданием». Художник – это очень часто homo ludens, «Человек Играющий». Выбирая элементы Игры и их возможные сочетания, он вступает в свой личный диалог с культурной традицией. Начиная Игру, художник ощущает себя творцом собственной вселенной, которую создает из готовых «знаков» или «символов». Точно так же как писатель из множества привычных слов создает свой особый художественный стиль, Елена Галеркина «играючи» выбирает элементы из порой несопоставимых контекстов бытия и составляет новое целостное послание, весело шурша обрезками бумажки, как ребенок – конфетными фантиками!
Любая сознательная «состыковка» символов в пространстве тут же включает собственные «проекции» художника, и вот уже из сочетаний бумажных фигурок, силуэтов, узоров, фактуры и фона создается произведение, в котором зашифрована личность самого Мастера.
Вот, например, моя любимая «Немецкая сказка»: все фигурки кукольного дома искусно вырезаны из цветной бумаги и выдержаны в коричневых, серых и охристых тонах. Каждый элемент этой сказочной феерии хочется разглядывать до бесконечности, словно возвращаясь вновь и вновь к любимым отрывкам из «Щелкунчика»: вот готические башенки и шпили Марципанового замка, вот Фриц и Мари, а вот и Мышиный король, уже поверженный и оттого грустный. Королева Мышильда пристально наблюдает сверху за танцующими фигурками, а в центре – уже переставший быть Щелкунчиком Принц.
А круглые очки, кофейник на столе, трубка и ключик на веревочке –кому они принадлежали, интересно: Гофману, Андерсену или кому-то из братьев Гримм?
Я развлечь вас постараюсь
Старомодной пасторалью.
От немецкой сказки в детской
Веет пылью и теплом.
Кто-то их опять читает
И страницы не считает,
И незримы братья Гриммы
Проплывают за стеклом…
(В. Долина)
«Немецкая сказка»:
«Петербургский модерн» в коллаже Галеркиной как будто выстроен по классическому канону из бумажных кирпичиков: вот розовый и серый дом с колоннами тесно вклеились в лазурную синеву белой ночи; вот серо-коричневый кусочек набережной весело обегает строгую гранитную Неву, а в вазочке рядом с притихшим Сфинксом распускается причудливый лиловый букет. Узорчатые переплетения стеблей и листьев закрывают полнеба, и кажется, что это перья жар-птицы, которая снится во сне разомлевшему от летнего тепла золотогривому каменному красавцу…
Петербург – родной город Елены, и он сразу узнаваем на многих ее картинах.
Иногда сюжетом для коллажа становятся совсем обыденные и простые, на первый взгляд, вещи, как в картине «Дуэт». Но не все так просто… Картина поделена на две симметричные части, и на ней два старых деревянных стула, как два старинных друга, много повидавших на своем веку, ведут друг с другом неспешную беседу. А может, и вечный спор…
Дуэт
«Город золотой» - это лазурная звезда, качающая сказку-колыбель на фоне ночных небес. Внутри звезды можно разглядеть и прозрачные ворота, и совсем не свирепого «огнегривого Льва», резвящегося на сухой траве. «Вол, исполненный очей», заворожено глядит на Большую Медведицу, и уплывает в Вечность призрачный Золотой город с куполами, башенками, колоннами и колокольнями…
Елена Галеркина много путешествует по свету, привозя из каждого путешествия новый кусочек бумажного «паззла». Так родились «Витражи Испании», словно списанные с разноцветных круглых окон Саграда Фамилиа» : тут и горящие галеоны, и король с королевой (наверное, Фердинанд и Изабелла…), и коленопреклоненный монах, и череп, и распятие…
«Дракон»
А вот и китайский «Дракон», пятнистый змей на ярко-алом фоне, оттененный с одной стороны светлой весенней россыпью цветов, а с другой – сияющим следом от драконьего хвоста, зеленоватым росчерком на черном фоне неба. Симметрия очень важна в любом коллаже, и разделение любого кусочка «паззла» на условное «пространство» у Галеркиной неизменно уравновешивается цветовой гармонией: свет диагонально перечеркивает тень, инь не противоречит ян, прошлое перетекает в будущее, а бумажные стрелки на часах делают всю композицию удивительно «настоящей». Иногда ее коллажи похожи на обрывки сна, иногда – на яркие мгновения памяти, но ведь так и строится любое интересное повествование. Валентин Катаев однажды назвал подобное построение сюжета «улиткой пространства», когда можно начать с конца и двигаться к началу, посередине делая непредсказуемый виток. Никакой линейности - только фрагменты бытия, обрывки, произвольно (но очень умело) скомпонованные в единое целое. Это могут быть и совсем крошечные, едва заметные сюжетные линии (и, соответственно, куски бумажки), и крупные, масштабные формы, образующие логический центр композиции.
Вообще «коллажное мышление» - это явление уникальное. Искусство коллажа делает жизнь заметней, потому что в ней тоже, представьте, не бывает случайных кусков, но сочетания их могут быть абсолютно непредсказуемыми, как цветные пятна - в плетеных ковриках patchwork. Любая часть жизни, даже «унесенная ветром», - важна и самоценна. Другое дело, что всего не упомнишь и на лист не наклеишь.
Но, с другой стороны, это и хорошо, ведь у каждого – свой коллаж, и главное тут – не дать беспощадным ветрам времени выдуть из памяти драгоценные крупицы бытия. Тогда из обрывков, «из темноты, из ничего, из сумасбродства», как из забытой сказки, выйдет на свет то цельное и вечное, что несет искусство Елены Галеркиной: доброту, мудрость, теплую улыбку, любовь и глубокое проникновение в самую потаенную суть самых простых вещей.
Потому-то выставка работ Елены Галеркиной, что проходит сейчас в клубе «Открытая галерея» на Спиридоновке , называется символично: "Между вечностью и бытом".
Художник Елена Галеркина
«Снова апрель»
«Жизнь пролетающая»
«Коллекция бабочек»
«Ночная Рига»