Мы знаем всё... Мы в курсе всего.

«Индиана Джонс и королевство Хрустального черепа» – новый фильм Стивена Спилберга, четвертый в приключенческом цикле об археологе Индиане Джонсе. Третье поколение кинозрителей воспитывается на образе доктора Джонса в исполнении невозмутимого Харрисона Форда – обладателя неподражаемо колючего взгляда и неожиданно детской улыбки. Решение о съемках новой ленты далось ее создателям нелегко. Слишком велико было опасение повторить самих себя и превратить легендарную киносерию в самопародию. Да и не факт, что внуки тех, кто восхищался Джонсом образца 1981 года, с тем же восторгом воспримут восставшего из небытия Индиану по версии 2008-го.
читать дальшеМНОГОЛИКИЙ ИНДИАНА
Индиана Джонс – собирательный образ главных героев приключенческих телесериалов и сборников комиксов. «Отцы» Индианы, Стивен Спилберг и Джордж Лукас, воспользовались детскими воспоминаниями о Капитане Америке, Супермене и Бэтмене, создав образ более приземленный, но от того не ставший менее симпатичным.
Решение о создании образа Индианы окончательно созрело в 1977 году, когда друзья нежились под тропическим солнышком на песчаных пляжах Гавайских островов, в период затишья между «Звездными войнами». Спилберг подумывал о картине про Джеймса Бонда. Но Лукас заявил, что «Бонд – полный отстой». В спорах о герое появился на свет Индиана.
Поначалу новорожденного нарекли Индианой Смитом. Спилбергу почему-то категорически не нравилось имя «Смит», и Лукас согласился на Джонса. Что до Индианы, то это кличка принадлежавшего Лукасу пса породы аляскинский маламут. Пес уже успел до того стать прототипом Чубакки из «Звездных войн».
Новорожденному потребовалось приданое: не ходить же герою голым! Лукас предложил одеть Индиану в куртку пилота и мятую шляпу-федору (в ней герой напоминал Лукасу героя легендарного Хамфри Богарта в старой ленте «Сокровища Сьерра-Мадре»), а в руки дать трехметровый кнут. Последний предмет придавал Индиане сходство с Зорро – также персонажем комиксов, защитником мексиканских голодранцев. Позже к костюму добавили пояс, кобуру, рубашку-хаки, пару брюк и сумку от английского противогаза «Марк-VII».
Кстати, шляпа Джонса, изготовленная в Лондоне знаменитой мастерской «Герберт Джонсон», стала настолько важным атрибутом образа, что создатели сами были не рады: приходилось останавливать съемки всякий раз, когда головной убор слетал с Форда. Сам Форд добавил к своему образу патологическое отвращение к змеям.
Что до Форда, то Лукас поначалу был против его кандидатуры, потому что тот уже трижды снимался в его фильмах («Американские граффити» и два эпизода «Звездных войн»). Но Спилберг буквально «продавил» кандидатуру Форда за три недели до начала съемок «Искателей потерянного ковчега» в 1981 году.
Воодушевленные успехом первой картины, Лукас и Спилберг сняли «Индиана Джонс и храм судьбы» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Роль Индианы играли и другие актеры: Ривер Феникс (молодой Индиана в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход»), Кори Кэрриер, Шон Патрик Флэнери и Джордж Холл («Хроники молодого Индианы Джонса»).
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОХОД
Съемки истории про хрустальный череп начались в июне 2007 года. Сюжет очень напоминает сюжеты предыдущих серий про Индиану, когда в руки археолога попадает бесценный артефакт, а банда злодеев жаждет его отнять любой ценой. Герой Джонса повзрослел, пережив времена Второй мировой войны и прямиком оказавшись в войне холодной.
1957 год. Отряд советских солдат, подчиняющихся секретной русской агентессе Ирине Спалько (роковая Кейт Бланшетт со змеиной улыбкой), похищают Мэрион Рэйвенвуд — давнюю возлюбленную Индианы Джонса. В Мэрион с некоторым трудом можно признать Карен Ален, снимавшуюся с Фордом еще в 1981 году в «Искателях потерянного ковчега».
Действие фильма разворачивается в обожаемом Голливудом районе пустыни Невада. Его еще называют «Зона 51». Согласно легендам, упорно распространяемым уфологами, окончательно тронувшимся на теме инопланетян, именно сюда правительство США доставляет то, что осталось от летающих тарелок. А кроме того, еще и массу таинственных произведений искусства и вообще всякие занятные штучки со всего мира.
В погоне за добычей, обладающей сильным магнитным полем, жестокие русские Иваны ставят профессора перед выбором: бездействие и смерть Мэрион или помощь советской разведке в поисках легендарного Хрустального черепа в обмен на свободу женщины. Все кому не лень мешают Джонсу спасать Мэрион, в том числе свои – американские военные, которым приспичило устроить в пустыне какие-то маневры. Очень свежо и оригинально смотрится эпизод, в котором доктор Джонс спасается от ядерного взрыва, упаковавшись в холодильник.
У нас кое-кто уже успел обвинить Спилберга и Лукаса чуть ли не в «реанимации трупа холодной войны». На самом деле критики не заметили главного: два друга сняли остроумную пародию на американские боевики 1950-х, переполненные животного ужаса перед «красной ядерной угрозой».
В настоящее время фильм представлен к показу на Каннском кинофестивале в числе 19 фильмов, отобранных из 1792 картин.
РУССКИЕ ЧЕРЕПА
В отличие от своих коллег Спилберг не стал приглашать болгар и чехов на роль русских. Желая достичь эффекта максимальной подлинности, Спилберг отобрал настоящих – или почти настоящих – русских, и их речь в фильме звучит без шипящего восточноевропейского акцента.
Роль русского полковника Довченко (для американцев украинцы навсегда остались русскими) исполняет Игорь Жижикин. Он стал первым русским актером, получившим главную роль в фильме легендарного Стивена Спилберга, будучи отобранным из 800 кандидатов. В фильме он является носителем образа туповатого здоровяка, которого в предыдущих «Индианах» исполнял Пэт Роуч, недавно скончавшийся от рака горла. Герой Жижикина – правая рука Ирины Спалько.
Чтобы максимально вжиться в образ, Жижикин специально набрал вес перед съемками. Актер очень старался, хотя весь его съемочный период изначально должен был продолжаться десять дней. Но во время съемок Форд дважды кулаком сломал Игорю челюсть. Игорь отнесся к происшествию с юмором. Его реакция так понравилась Спилбергу, что тот продлил его съемочный период до трех месяцев.
Игорь Жижикин совмещает съемки в Голливуде с работой на арене цирка «Дю Солей» в Лас-Вегасе. Он уже снимался во множестве фильмов, включая триллер Клинта Иствуда «Кровавая работа». Выпускник Московского государственного университета культуры, он закончил еще и театральную школу штата Невада. Профессиональный воздушный гимнаст, Игорь приехал в Америку два десятка лет назад с московским цирком. Когда продюсер цирка сбежал с деньгами, Игорь решил остаться в Америке – и не прогадал. Правда, первое время пришлось подметать улицы и спать на скамейке в парке, но затем он попал на кастинг мюзикла, а потом от предложений отбоя не было. Сейчас у него свое театральное агентство и два дома с бассейнами.
Нашим зрителям его запоминающееся лицо отрицательного персонажа знакомо по ролям в фильмах «Мужской сезон», «Сматывай удочки», «Монтана».
В фильме Спилберга есть еще несколько актеров русского происхождения: Эндрю Дивофф, Павел Лычников и Дмитрий Дьяченко.
ФАКТЫ
Фильм снимался не на цифровую камеру, а на пленку. Стивен Спилберг решил отказаться и от большей части компьютерных спецэффектов в пользу классических трюков.
Шляпа и пилотская кожанка Индианы выставлены в Смитсонианском музее американской истории в Вашингтоне.
Шон Коннери, сыгравший отца Индианы Джонса в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход», наотрез отказался сниматься в «Хрустальном черепе»
Съемки фильма проходили в Калифорнии и на Гавайских островах.
Готовясь к роли, Форд проводил по три часа в спортзале и придерживался высокопротеиновой диеты из рыбы и овощей.
Первоначальные варианты названия фильма: «Град Богов», «Разрушитель миров», «Четвертый угол Земли», «Потерянный Золотой город».
ЧЕТВЕРТОЕ РОЖДЕНИЕ ИНДИАНЫ
Идея съемок «Индианы номер четыре» скоропалительно родилась еще пятнадцать лет назад под влиянием головокружительного успеха предыдущей картины. Именно тогда, немедленно после выхода картины «Индиана Джонс и последний крестовый поход» было заявлено о намерении снимать продолжение цикла. Однако то ли мистический ореол, сопровождающий похождения доктора Джонса, воздействовал отрицательно, то ли авторы сами испугались своего клятвенного обещания, но за полтора десятилетия фильм не продвинулся дальше нескольких вариантов сценария.
К работе над сценарием фильма на разных этапах привлекались режиссеры и сценаристы Джеффри Боэм и М. Найт Шьямалан – люди почтенные и известные. Первый сочинил сценарий «Индиана Джонс и последний крестовый поход», а затем стал автором удачных сценарных решений в «Смертельном оружии-2, 3», «Иствикских ведьмах» и «Фантоме». М. Найт Шьямалан – признанный автор оригинальных сценариев, в частности – «Неуязвимый» и «Шестое чувство».
Но, кажется, перья в руках знаменитых авторов, смущенных величием образа путешествующего археолога, дрогнули, и предложенные ими варианты были с гневом отвергнуты владельцами бренда «Индиана Джонс».
В мае 2002 года был подписан договор на написание сценария с Фрэнком Дарабонтом. И хотя написанный им сценарий одобрили Харрисон Форд и Стивен Спилберг, он был отклонен лично Джорджем Лукасом в 2004 году с туманными формулировками. Создавалось впечатление, что злой рок довлеет над циклом археологических сказок и продолжения нам так никогда и не видать.
Ситуация изменилась лишь в 2005 году, когда для написания сценария был приглашен Джефф Натансон. Доводкой написанного им сценария занимался Дэвид Коэпп под надзором Спилберга и Лукаса.
ИНДУСТРИЯ ПРОДОЛЖЕНИЙ
«Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» – далеко не первая попытка Голливуда спустя много лет вернуться «туда, где было так прекрасно». Достаточно вспомнить киноэпопеи «Крепкий орешек», «Рэмбо», «Рокки», «Смертельное оружие». И это не говоря о кинопродукции, снятой с меньшим размахом, но не ставшей от этого менее популярной, вроде знакомого еще нашим родителям «Американского ниндзя-1,2,3» и т.д.
Главное условие, при котором банк согласиться дать продюсерам денег на съемки продолжения, – это присутствие в кадре знакомого лица главного героя. Брюс Уиллис в «Крепком орешке», Сильвестр Сталлоне в «Рокки» и «Рэмбо», Мел Гибсон в «Смертельном оружии»... И, разумеется, Харрисон Форд в «Индиане». Каждый герой обладает устоявшимся набором отличительных признаков: одеждой (шляпа Индианы, перчатки Рокки, лента в волосах у Рэмбо, неизменная сигарета Мартина Риггса и его вечно вывихнутое плечо). Каждый произносит в фильме свою любимую фразу. Фанаты Индианы готовы сто раз подряд смотреть его фильмы ради единственной «коронки» Индианы: «I hate snakes! Я ненавижу змей!».
Но самое важное в портрете героя киноциклов – это, разумеется, мужественная улыбка. Улыбка эта имеет свои отличительные признаки. Странно, что об этой важнейшей черте характера главного героя до сих пор нет серьезного научного исследования. Ведь кривая улыбочка Индианы также не похожа на упрямо сжатые губы Джона МакКлейна, как надутые, словно у обиженного ребенка, губы Роки – на зловещий оскал Рэмбо и уж тем более – на детскую ухмылочку Мартина Риггса.
Было бы странно, если бы здесь не были упомянуты наши отечественные попытки сотворить продолжение известных картин. Правда, до «номера три» мы еще не дошли, но «двоек» уже предостаточно. Тут можно вспомнить и «Иронию судьбы-2», тихо скончавшуюся в прокате, как бомж на парковой скамейке. И попытку пересмотреть сюжет пырьевских «Трактористов» с точки зрения неорусского сюрреализма, создав «Трактористы-2» с бригадиршей колхозных механизаторов, в промежутках между установлением рекордов сева злоупотребляющей английским джином «Бифитер», попивая его прямо из бутылки. Последний пример – новообращенный «Розыгрыш», который в прокате сохранил название оригинала 1976 года и не стал называться «Розыгрыш-2» только потому, что претендует на звание ремейка.
КУЛЬТ ИНДИАНЫ
Никто точно не может сказать, сколько же стоит сегодня торговая марка «Индиана Джонс». В любом случае, стоимость ее давно перевалила за несколько миллиардов долларов.
Перекочевав из устаревших видеокассет формата VHS на DVD-носители, побитое жизнью, но не лишенное обаяния лицо доктора Джонса замелькало на телеэкране (двухгодичная телесерия о приключениях молодого Индианы), появилось на обложках книг. Причем из печати вышли не только художественно описанные приключения Джонса из трех киносерий, но и еще с десяток книг с новыми сюжетами. Жаль, но качество этих рукописных работ оставляло желать лучшего. Именно поэтому ни одна из них так и не стала основой сюжета для «четвертого Индианы».
Корпорация, эксплуатирующая имя и образ Индианы Джонса, предложила взрослым и совсем юным обожателям киноцикла множество серий комиксов, видеоигры, ролевые развлечения в стиле «реалити-шоу» и даже посещение «Парка чудес Индианы Джонса»,
Начавшись 27 лет назад фильмом «Искатели потерянного ковчега» – самой кассовой картиной 1981 года – цикл продолжился спустя 19 лет после третьей серии. Сборы от первого фильма составили 210 млн. долл. Уму непостижимо, сколько же заработают создатели четвертой серии.
Фильмы цикла удостоились нескольких премий «Оскар»: за лучшую работу художника, лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший монтаж («Искатели потерянного ковчега»), за лучший монтаж звуковых эффектов («Индиана Джонс и последний крестовый поход»), за лучшие визуальные эффекты («Индиана Джонс и храм судьбы»).
НИКОЛАЙ РОМАНОВ
URL записи