Чтобы начать наши классические беседы поговорим о предмете культурологии. Есть множество определений этой дисциплине. В нашей науке сложились разные точки зрения на предмет, содержание, объем, структуру современного культурологического знания. В одном учебнике по культурологии дается такое определение:
Предмет культурологии — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
читать дальшеВ развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно-историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формо-образующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.
В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800—1860), эволюционистский (1860—1895), исторический (1895—1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.
В сборнике «Культурология XX века» были опубликованы тексты немецких ученых конца XIX – начала XX вв. В них культурология названа интегративной (объединяющей) областью знаний. Она включает в себя культуру философии, культурную антропологию, социологию культуры и другие науки, изучающие культуру.
Отечественный культуролог Межуев принципиально выступает против такого определения. Поскольку не видит тогда различия между философией и наукой. Он считает невозможным сочетание - интегративное знание, так как одновременно научным, т.е. культурологическим и философским быть оно не может. Межуев выделяет три основных слоя культуры: этический, национальный и массовый. Термин «культурология», считал он, обладает тремя основными значениями:
1. Она охватывает собой всю область антропологического знания, базирующегося на этнологии.
2. Этот термин включает в себя весь комплекс гуманитарных и исторических наук (науками о духе или о культуре) среди них 1-ое место занимает филология (древняя наука). В данном случае культуролог – специалист по текстам, использующий особую процедуру понимания, а именно герменевтическую, т.е. метод понимая.
3. Термин «культурология» может обозначать также социологическое знание, в частности, в случае, где предметом изучения является массовая культура, способы ее производства и функционирования в обществе.
Известный ученый Золотухина-Аболина полагает, что культурология – это теоретическая дисциплина, направленная на изучение исторически выработанных способов человеческой деятельности. Она включает в себя целый комплекс дисциплин, но они не имеют философского содержания (история, этнография, археология, искусствоведение). С ее точки зрения культурология предполагает всего два подхода:
1.Объектевистский. Он представляет сопоставление способов деятельности, как равнозначных.
2. Аксиологический (ценностный) сопоставляет явления культуры с комплексом высших ценностей (истина, добро, красота, гуманность).
А какого определения придерживаетесь Вы?