культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
Вопрос о соотношении Ренессанса и Реформации долгие столетия волнует всех, кто обращает внимание свой научный взор к этой эпохе.
Проблематика изучения сущности Ренессанса и Реформации сосредоточена как бы на двух уточнениях, конкретизации общего, т.е., того, что связывает, сближает эти два понятия и конкретизации, уточнении того, что их разделяет, противопоставляет их друг другу.
В отдельных странах Европы Ренессанс развивался продолжительное время без Реформации (Италия), в других Ренессанс очень короткое время был несопровождаем реформационным движением (Англия, Франция), в третьих странах Ренессанс и Реформация хронологически совпадали (Скандинавия).
Прежде всего, уточним сущность такого явления для средневековой культуры как гуманистический Ренессанс. В эпоху Возрождения гуманизм выступает как передовая, прогрессивная идеология, которая утверждала право на самостоятельное существование и развитие светской культуры. Сердцевина гуманистической культуры – антропоцентризм, сформировавшееся учение о человеке, о человеческой свободе, о возможности осуществления творческих способностей человека – «второго Бога», в открытом для его деятельности, полном земных наслаждений мире.
Идеология гуманизма способствовала духовному раскрепощению и всестороннему развитию личности. Главной струей, тенденцией в этой идеологии был гуманизм индивидуализирующий. И это индивидуалистически ориентированная идеология дала исток величайшим идейным, художественным, научным достижениям, далеко переживших свою эпоху.
читать дальше

@темы: история культуры средних веков и Возрождения

Комментарии
02.04.2010 в 11:40

культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
Сакральное и светское искусство Возрождения.
Прежде всего, рассмотрим кратко религиозный быт, на котором сказался
стихийный разгул секуляризованного индивида. Ведь все недоступные предметы
религиозного почитания, требующие в средневековом христианстве абсолютного
целомудренного отношения, становятся в эпоху Возрождения чем-то очень
доступным и психологически чрезвычайно близким.
Одним из интересных бытовых типов Возрождения, несомненно, было
приключенчество, и даже прямой авантюризм, о чем свидетельствует знаменитая
поэма Людовика Ариосто “Неистовый Орландо” (1532). То, что эти бытовые
формы оправдывались и не считались нарушением человеческой нравственности,
в историческом смысле было чем-то передовым. Это был все тот же
возрожденческий стихийный индивидуализм, который здесь уже не связывал себя
с какими-нибудь возвышенными платоническими теориями, но который уже
начинал давать большую волю отдельным страстям и чувствам человека, правда,
еще не в их окончательной разнузданности и аморализме.
Далее, городской тип возрожденческой культуры, как это видно из французских
фабльо и немецких шванков и вообще из возрожденческой новеллы, изобилует
натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя
восходящих плебейских низов, с глубоким сатирическим содержанием. В этих
новеллах критикуются тогдашние общественные язвы и особенно злоупотребления
и моральная расшатанность духовенства. Атеизм тоже не был возрожденческой
идеей, но антицерковность была самой настоящей возрожденческой идеей,
коренящейся в быту.
В эпоху Ренессанса возникла новая — первая современная - литература. В
заметке, озаглавленной “Различие положения в конце древнего мира (ок. 300
г.) ив конце средневековья (в 1453 г.)” Ф. Энгельс говорит о “могучем
литературном подъеме XIV в.”, а в его известной оценке места Данте в
истории культуры в качестве рубежа выступает 1300 г. Ренессансной
литературе приходилось вскрывать свойственное многим людям того времени
переплетение героического энтузиазма, титанической энергии и
разносторонности с чертами феодальными и с Хищничеством “первоначального
накопления”. Не случайно художниками Возрождения, особенно в Англии —
Кристофером Марле и Шекспиром, — была создана галерея персонажей,
исторических, легендарных, современных, у которых необузданный
индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство. Завоеватель Тамерлан,
ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли — от Иоанна до Ричарда III,
многие частные лица — Эдмунд, Яго, Шейлок — отражают и воплощают жестокость
времени, злодейские умыслы, ранее не доступные средневековому
“патриархальному” варварству. “Первоначальное накопление” в эпоху
Возрождения было двойником исторического прогресса.
В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло
Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него
сохранилась, но она претерпела серьезные уточнения. Рядом с проблемой
личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации.
Как почти все великие мыслители эпохи Возрождения, Макиавелли был подлинным
художником. В своей классической характеристике Возрождения Ф. Энгельс
поставил его имя рядом с именем Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и
Мартина Лютера. “Мандрагора” — одна из лучших комедий XVI в., а “Сказка о
Бельфагоре” не уступает весьма красочным рассказам Банделло. Но самым
значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических
противоречий “Государь”. Музой Макиавелли была политика, причем реализм
политических концепций органически у него сочетался с реализмом
художественного метода. В его “Государе” политическая идеология и
политическая наука сплетаются в драматической форме “мифа”, своеобразной
антиутопии. Макиавелли считал нужным отделить политику, прежде всего от
христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже
объективно безнравственной, ибо именно христианство “сделало мир слабым и
отдало его во власть негодяям”.
Одним из самых ярких явлений эпохи Ренессанса в традиционном изложении
обычно представляется гелиоцентрическая система Коперника и учение о
бесконечных мерах Джордано Бруно. Тем не менее, открытие Коперника было
передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса
это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания.
Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха
возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные
возможности и в его овладение природой. Но Коперник и Бруно превратили
Землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек
оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового
пространства. Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной
Землей и вечно подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля —
это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует.
Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и
свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам
он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю —
Великому художнику. Но вместе с великими открытиями Коперника, Галилея и
Кеплера все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах. Возникла
картина мира, в которой человек превратился в ничтожество с бесконечно
раздутым рассудком и самомнением. Таким образом, гелиоцентризм и
бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но
были ее отрицанием.
В недрах культуры Ренессанса сформировались в эмбриональном виде
мировоззрение и стиль барокко. Эпоха барокко наступила после глубокого
духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В эту эпоху
своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают
всепроникающий образ: весь мир — это театр. Для всех знающих английский
язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии “Как
вам это понравится”. Но его можно найти во всех крупных произведениях
европейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской
театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего
голландского поэта Вондела: “Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и
каждому воздается по заслугам”. А в соперничавшей с Голландией Испании
современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр
“Великий театр мира”, представляющий мир как сцену в истинно барочном
смысле.
Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего
мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою
жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в живописи,
скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи
барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в
камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет. Произведение эпохи
барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и в
то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей.
Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к
театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее
проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах
французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого
писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить
забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих.
Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литература эпохи барокко могла
быть и другой — темной и пронзительной. Римский император Тит в трагедии
Корнеля “Тит и Береника” говорит: “Каждое мгновение жизни — шаг к смерти”.
Острое ощущение несущегося времени, поглощающего всё и вся; чувство
тщетности всего земного, о которой твердили поэты и проповедники всей
Европы; могильный камень, неизбежно ожидающий каждого и напоминающий о том,
что плоть смертна, человек — прах, — все это, как ни странно, вело к
необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Этот парадокс стал основной темой
барочной поэзии, авторы звали людей срывать цветы удовольствий, пока вокруг
бушует лето; любить и наслаждаться многоцветным маскарадом жизни. Знание,
что жизнь окончится как сон, открывало ее истинный смысл и цену для тех,
кому улыбалась удача. Несмотря на особое внимание к теме бренности всего
сущего, культура барокко дала миру литературные произведения небывалого
жизнелюбия и силы. А главное мы не можем не поражаться дерзновению
художников, три столетия назад нарисовавших образ мира, полного радости и
чудес, и поставивших последнюю точку в созданной европейской культурой
картине мироздания, связанной с идеей божественного начала.
02.04.2010 в 11:43

культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году[1], по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией.

Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

Причины Реформации

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы[2]. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии[2]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало[2].

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
02.04.2010 в 11:43

культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
Предтечи Реформации

Экономическое давление, помноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли[3]. Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета. Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году. Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении, хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса[4].

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках[5]. Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором, читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф[6]. Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце, на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф[7].

Итоги Реформации


Вестфальский мир 1648 окончательно закрепил те изменения, которые произошли на карте Европы в результате Реформации, в том числе и существование новых государств. Больше значимых религиозных войн в континентальной Европе не велось. В итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Реформаты же преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь.

Представители небольших протестантских конфессий сохранились практически по всей Северной и Центральной Европе, однако часто они подвергались преследованиям как со стороны католических, так и со стороны протестантских государственных структур. В дальнейшем многие из них выехали в Америку или эмигрировали в Россию.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.[39]

В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики [40]

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail