культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
Систему духовной жизни, которая сформировалась в конце XIX – начале XX в., часто обозначают термином «Серебряный век». Хронологические рамки Серебряного века в русской культуре – 20-25 лет на рубеже веков. Историки культуры обозначают начало Серебряного века рубежом веков, время расцвета 10 –20 гг., закат 20 –25 гг. В отдельных учебниках указываются конкретные даты: с 1900 г. (год смерти В.С. Соловьева) по 1922 г. (принудительная высылка части русской интеллигенции из России).
Становление этого явления в истории русской культуры связывают с событиями, на первый взгляд достаточно рядовыми и обыденными в художественном процессе того времени. В 1894 году был опубликован первый сборник поэтов-символистов, под редакцией В. Брюсова, была наконец осуществлена постановка опера М.П. Мусоргского «Хованщина», в 1898 г. в Санкт-Петербурге основано принципиально новое творческое объединение «Мир искусства», в Париже с успехом проходят «Русские сезоны» С.П. Дягилева, впервые прозвучала поэма «Экстаза» (1903) А.Н. Скрябина. Все перечисленное не вместило в себя многообразие содержательности процесса художественной жизни России рубежа веков, но даже часть из того, что названо, позволяет говорить о необычайном расцвете художественной культуры этой эпохи.
читать дальше

@темы: история отечественной культуры

Комментарии
02.04.2010 в 11:30

культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
«Серебряный век» русской культуры.
В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название
“серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства” и
заканчивается символизмом. “Мир искусства” — это организация, возникшая в
1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры,
художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали
почти все известные художники — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере,
А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан,
М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М.
Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования “Мира
искусств” имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а
впоследствии — импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей,
так называемых “Русских сезонов”.
Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое
международное признание. Организованные им “Русские сезоны” в Париже
относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи,
оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена
выставка “Два века русской живописи и скульптуры”, которая экспонировалась
затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания
“Мира искусства”, а также открытия русской живописи XVIII — начала XX в. в
целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. В
следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до
Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный
певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского “Борис
Годунов”. Наконец, с 1909 г. в Париже начались “Русские сезоны” балета,
продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).
Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал “Мир искусства”,
состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем
отделе публиковались сначала работы религиозно-философского плана под
редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем — труды по теории эстетики
символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. Можно сказать, что
“серебряный век” русской культуры — это век культуры высокого ранга и
виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры,
культуры цитаты. Русская культура этого времени представляет собой синтез
старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад “Мира
искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской
живописи от иконописи до современности за границей.
Рядом с “мирискусниками” виднейшим направлением рубежа века был символизм —
многогранное явление, не вмещающееся в рамки “чистой” доктрины.
Краеугольный камень направления — символ, заменяющий собой образ и
объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника.
Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с
ним — Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке... Русские же
символисты — А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К.
Бальмонт и др. — опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от
Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую
строку “мысль изреченная есть ложь”. Русские символисты считали, что
“идеальные порывы духа” не только вознесут их над покровами повседневности,
обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также “крайний
материализм”, равнозначный “титаническому мещанству”.
Конец XIX — начало XX в. является русским философским Ренессансом, “золотым
веком” русской философии. Существенно отметить, что философская мысль
серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок,
сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской
классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, “... в русской культуре
существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире —
эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания
набранная мощь тут передается в область философского осмысления и
наоборот”. Именно так сложились отношения между русской классикой и
философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл.
Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова,
С. Франк и др.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail