культура семьи и быта так же важна, как искусство художников
Символизм как художественное направление возник в Европе в 60-70-е годы и быстро проник во все сферы творчества от музыки до философии и архитектуры, став универсальным языком культуры. Движение к новому языку было общеевропейским («югендстиль» в Германии, движение «Ар Нуво» во Франции). Россия как ни странно оказалась в числе лидеров этого движения.
Современные критики начала века обозначили две крайние точки зрения на русский символизм. Одни выводили символизм из декадентства, как реакцию на «эстетику общественной пользы» и передвижничество. Другие утверждали, что символизм в России несамостоятелен и попросту «пересажен» из Франции.
Влияние европейского символизма на русский символизм очевидно. Но, в литературе диалог с европейскими поэтами не носил характера «ученичества», это был скорее диалог единомышленников. Русская культура конца XIX – начала XX в. входила в европейскую на равных, а в ряде позиций даже предвосхищала западных новаторов.
читать дальше